Продукты питания в РФ признают некачественными и вредными, но еще не смертельными
Под новогодние праздники тема продуктов традиционно доминирует над всеми прочими проблемами. Россияне любят сытно поесть под бой курантов, с аппетитом закусить на Рождество и добавить на старый Новый год. Но в этом году вопрос организации праздничного стола неожиданно уперся в невиданную по масштабу проблему качества еды. Шутка ли: людям что в Москве, что в глубинке стало страшно покупать продовольствие по причине роста сообщений о некачественных и опасных для здоровья продтоваров. Новости с продуктовых рынков страны в последнее время больше похожи на криминальные сводки: чуть не ежедневно проверяющие организации находят на полках торговых сетей и в цехах производителей фальсифицированную продукцию. Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) охарактеризовал нынешнюю ситуацию с едой как катастрофическую.
«Четыре миллиона тонн фальсифицированных молочных продуктов мы скармливаем нашим детям, больше половины мясных консервов — фальсификаты. И это можно продолжать», — заявил недавно первый заместитель председателя комитета РСПП по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия Андрей Лоцманов.
Для сведения: фальсифицированная продукция — это товар, изготовленный с нарушением технологии, то есть подделка. Под нарушение технологии подпадает как замена натуральных жиров на техническое пальмовое масло при изготовлении сыров и других молочных продуктов, так и использование небезопасных для здоровья технических и химических заменителей мяса при производстве колбас и консервов.
По данным Лоцманова, 67 процентов мясных консервов и десятая часть молочных продуктов на российском рынке — подделка. Более того, многие производители на этикетках указывают, что товар произведен по ГОСТу, однако содержание ингредиентов в составе того или иного продукта не соответствует заявленным данным. «Если производитель написал на упаковке или в декларации, что его товар сделан по ГОСТу, то товар должен соответствовать всем требованиям ГОСТа. Если на тушенке написано «ГОСТ», то в ней должны быть мясо и специи, а не то, что сегодня кладут наши производители», — сокрушается Лоцманов из РСПП.
О засилье фальсифицированных продуктов питания на отечественном рынке еды говорится уже не первый месяц. Например, Россельхознадхор РФ еще по осени утверждал, что в России сегодня подделывается около 80 процентов сыров и до четверти — прочей молочной продукции. Другими словами, покупая сыр, россиянин в четырех случаях из пяти приобретет фальсификат.
«В основном, продукт фальсифицируется пальмовым маслом. То есть вместо животного жира в него добавляется растительный. И многие производители используют пробелы в законодательстве для того, чтобы выдать покупателям на самом деле сырный продукт за чистый сыр. Мы провели проверки в ряде регионов. Фальсификат по разным субъектам занимает от 50 до 80 процентов», — подчеркнул официальный представитель Россельхознадроза Алексей Алексеенко.
Выясняется, что молочную продукцию подделывают чаще других видов продовольствия. Заменяя натуральные молочные жиры растительными, в основном — ставшим популярным из-за своей дешевизны пальмовым маслом, производитель , по оценкам экспертов, добивается снижения себестоимости конечного продукта примерно вдвое. А продается все под видом «натурального продукта».
Более того, Россельхознадзор нашел пальмовое масло даже в продуктах, предназначенных для школьного питания. Например, в твороге, произведенном в ООО «БетаМол», содержание пальмового масла превышало норму в восемь раз, в сгущенном молоке — в 10 раз, а в сметане этого же производителя — аж в 12 раз! Не лучшим были показатели и у других производителей, поставлявших эти продукты в учебные заведения через ОАО «Объединенный комбинат школьного питания СВАО».
О том, что с нашествием продуктовых подделок необходимо бескомпромиссно бороться, заявил министр сельского хозяйства РФ Александр Ткачев. «Мы в открытую объявили войну пальмовому маслу в пищевых продуктах», — сказал министр, имея ввиду, что его ведомство выступает за обязательное указание на этикетке наличия в составе молочных продуктов пальмового масла.
Практически такая же ситуация, как с молочной продукцией, и на колбасном рынке. Союз потребителей «Росконтроль» провел экспертизу 27 наименований варено-копченой и полукопченой колбас. Выяснилось, что более половины из них, а именно 18 сортов, оказались фальсификатом, о чем уведомил потребителей сопредседатель организации Александр Борисов. «Экспертиза выявила, что для удешевления продукции в ее составе использовались заменители говядины и свинины (соевый и коллагеновый белок, мясо птицы механической обвалки, шкура животных), крахмал, а также различные влагоудерживающие агенты, позволяющие производителям продавать воду по цене мяса», — отметил Борисов.
По его словам, эти заменители снижают как пищевую ценность самого продукта, так и его себестоимость, которая «гораздо ниже, чем объявленная на колбасу цена». При этом практически все производители фальсификата на своей колбасе пишут, что она произведена в соответствии с требованиями ГОСТа, хотя сам упомянутый государственный стандарт предусматривает совсем иной состав колбасной продукции. Вот почему продающаяся в магазинах колбаса не обладает привычным колбасным запахом и зачастую имеет вкус резины. Такую колбасу не только неприятно, но и опасно употреблять в пищу. Отравление или заворот кишок, конечно, не заработаешь, но пищеварение вполне можно подорвать.
Подкачал даже самый новогодний продукт – майонез. Как выяснилось, более 80 процентов этого популярного в России продукта, которым традиционно заправляют салаты, не соответствует стандартам качества. Об этом вопиющем факте заявили специалисты АНО «Роскачество» . По словам заместителя главы «Роскачества» Елены Саратцевой, технические регламенты разрешают при производстве майонеза использовать вместо натуральных искусственные ингредиенты, которые вдвое увеличивают срок хранения продукта. Такой майонез хоть в целом и безопасен, но качественным его назвать никак нельзя.
Проблема резкого снижения качества отечественных продуктов питания зашла так далеко, что ее заметили даже в далеком Казахстане. Сосед и партнер по Таможенному союзу был вынужден внести российскую продовольственную продукцию в черный список и запретить ее поставки в страну.
Такие продовольственные санкции от дружеского Казахстана говорят о многом. Например, о том, что следует наконец жестко разобраться, что происходит с едой, почему вдруг россиян стали травить фальсификатом и кто виноват.
Между тем, в качестве одной из мер борьбы с подделками продовольственных продуктов Роспотребнадзор предложил внести поправки в нынешние законы, которые позволяли бы приостанавливать работу производителей фальсифицированной еды на 90 дней. У этой инициативы нашлись противники. Вице-президент организации поддержки малого и среднего бизнеса «ОПОРА России» Владислав Корочкин, к примеру, заявляет о необходимости «четко отличать некачественную продукцию от небезопасной». Мол, некачественные продукты для невзыскательных россиян — вещь привычная. Вот если потребители будут не только хвататься за животы, но и массово и всерьез травиться, тогда и следует карать пищевиков- бракоделов.
Конечно, если подходить к вопросу принципиально, то под закрытие должны подпасть явно больше половины всех предприятий – производителей мяса, колбас и молокопродуктов. Причем многие из них вроде бы успешно и активно встроились в программу продовольственного импортозамещения. Однако получается, что эти отечественные производители гонят продукцию исключительно для галочки да собственных барышей. А вот к решению проблемы продовольственной безопасности такие производства отношения не имеют.
Андрей Петров